Профессии старой России
Интересно, каким был город сто или больше лет назад? Какие люди его населяли, чем они жили, чем занимались?
Ведь в то время было все другим: одежда горожан, поведение, речь. По улицам ездили не машины, а экипажи, то и дело были слышны выкрики лоточников и разносчиков газет, а по дворам ходили шарманщики и старьевщики. Можно было увидеть представителей таких профессий, которых больше уже и нет. А некоторые профессии изменились настолько, что их теперь не узнать.
Чтобы заглянуть на улицы старой России и увидеть своими глазами городового, посыльного или, например, продавца картузов, вовсе не нужна машина времени! Приглашаем юных читателей познакомиться с представителями старинных профессий, которых запросто можно было встретить на рынках, площадях и проспектах нашей страны. Кто такой сбитенщик, как "делали весну" дворники, для чего сапожнику была нужна "собачья нога", зачем отрывали пуговицы от мундира трубочиста - об этом и многом другом расскажет эта книга.
Увлекательное и познавательное путешествие на сто с лишним лет назад обязательно запомнится с помощью старинных фотографий и красочных иллюстраций.
Профессии старой России: БЛИНЩИК
Во время поста, когда церковь предписывала воздерживаться от животной пищи, блинщиков на городских улицах было больше, чем в другие дни. Простые постные блины, приготовленные на воде, быстро раскупались - горожане могли и любимое традиционное кушанье съесть, и пост не нарушить.
Как правило, блинщики носили на одежде бляху с номером. это означало, что они официально зарегистрированы в полиции.
Продавец блинов отдавал один блин за 1 копейку. Иногда он предлагал покупателям поиграть в такую игру: если покупать съедал 45 блинов в один присест, он получал от продавца приз - 1 рубль. Но если покупатель не съедал все 45 блинов, то сам вынужден был заплатить 1 рубль.
Больше всего блинов съедали на масленичной неделе, ведь они были главным лакомством праздничного стола🥞.
Продавцы блинов существуют до сих пор, только они уже не ходят по улицам, а предлагают свой товар в кафе и специальных палатках.
БОНДАРЬ
Бондарь – профессия и одновременно старинное ремесло по производству крупной деревянной тары, бочек, кадушек. Еще бондарем называют ремесленника, выделывающего иногда корабельные мачты.
На Руси бондарь - профессия, появившаяся примерно в X-XV в. и имевшая широкое распространение, до середины XX века. Бочки использовали для посола и хранения огурцов, квашеной капусты, грибов и других продуктов. А мастера были уважаемыми людьми для всего села. Далеко не каждая деревяшка может стать частью бочки или ведра. Бочки и кадушки обычно делают из липы, осины и ели, но лучшие породы - дуб и вереск. При условии, что древесина будет без сучков, трещин, определенного возраста и просушки. Поэтому, чтобы отобрать нужный материал, бондарь должен отлично разбираться в дереве. Настоящий бондарь непременно и хороший столяр: важно так подогнать все бруски и днище, чтобы деревянное изделие влагу не пропускало.
БОРОНОВОЛОК
Бороноволок – мальчик 10-13 лет, который боронуя пашню, подготавливал землю под посев.
Этому умению мальчиков учили их отцы или старшие братья.
Этой профессии посвящена пословица: «Свой бороноволок дороже чужого работника».
Когда не было мальчиков, этим делом занимались и женщины.
ВЫШИВАЛЬЩИЦА
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Вышивка – едва ли не самое развитое искусство среди многих видов русского народного творчества. Шитьём занимались повсюду. Оно не требовало специальных приспособлений, а холст, нитки и игла были в каждом доме.
Русская народная вышивка отображает извечную связь человека с Природой и утверждает единую основу всех существующих образов. На Руси незамужние девушки долгими зимними вечерами готовили себе приданое, и одним из самых важных элементов была вышивка крестом. Вышивали все: и платья, и передники, и подушки, и покрывала. Парадная посуда из приданого стояла на специально вышитых рушниках, и даже коврики на стену частенько были вышитыми. Это была долгая и кропотливая работа, требующая терпения и усидчивости.
ГАРМОНИСТ
Гармонист - тот, кто играет на гармони или на гармошке; музыкант, играющий на гармони.
Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Оттуда она очень быстро распространилась по миру.
Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная, русские – тальянка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон. Однако точно известно, что гармоника в ее нынешнем виде впервые документально зафиксирована в России в г. Санкт - Петербург. Ее изобретатель, чешский инженер умелец, Франтишек Киршник в это время проживал в России. Свой инструмент впервые он показал питерцам летом 1783 года. Первоначально гармошка носила исконно чешское имя - гармоника. А свое официальное литературное название - гармонь, она получила как производное от «гармоника» на русский лад.
Гармонь была любимым инструментом в каждом доме. На праздниках, гуляньях, свадьбах- везде звучала гармонь. Но многие гармонисты мечтали о таком инструменте, на котором можно было бы играть не только простые русские песни, но и исполнять сложные музыкальные произведения.
ГОНЧАР
Гончарное дело – одно из древнейших искусств в мире. Колыбелью керамики считается Китай, а самые ранние образцы найдены в Египте. Гончарное ремесло издревле служило для приготовления сосудов, в которых могла храниться пища, зерно, вода. Затем стали появляться новые виды предметов посуды. Гончарные изделия отличались своей прочностью, долговечностью, водонепроницаемостью.
На Руси гончарное ремесло зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную. Гончарное ремесло, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии — огня — и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой⚡.
К особым знаниям гончара относилось умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять многочисленные изделия в горне и регулировать температуру обжига.
ЖНИЦА
ЖНИЦА (ЖНЕЯ) – женщина, которая жнёт, убирает урожай ржи, пшеницы, овса, ячменя. Жницы обходили все дожатые поля и собирали оставшиеся не срезанные колосья. Из последних колосьев свивался венок, переплетавшийся полевыми цветами. Этот венок надевали на голову молодой красивой девушке и затем все шли с песнями, к господской усадьбе. По дороге толпа увеличивалась встречными крестьянами. Впереди всех шел мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо выходил боярин с боярынею и приглашал жниц во двор, принимал венок и сноп, который потом ставился в покоях под божницею. Угостившись на боярском дворе, толпа расходилась по домам.
ЗВОНАРЬ
Звонарь — человек, который звонит в колокола, чтобы созвать людей на службу, обозначить важные моменты богослужения и украсить его. Секреты мастерства звонарей на Руси передавались из поколения в поколение, однако в XX веке это искусство было почти утеряно. В настоящее время действуют несколько возрождающих старинные традиции школ звонарей в Москве, Сибирский центр колокольного искусства Новосибирской митрополии, и Школа православных звонарей «Кузнецкая звонница» Кузбасской митрополии.
В России колокол из-за большого веса называли «тяжкая», а трезвон во все колокола сразу — «во вся тяжкая», отсюда знаменитое выражение.
Звонарями могли стать не только мужчины, но и женщины в возрасте от 12 до 65 лет.
ЗНАХАРКА
Знахари — это легенды. Когда речь заходит о жизни и существовании знахарей, магов и ведьм, всегда нужно начинать со времен славянских поселений. Именно оттуда люди узнали о таких уважаемых людях, которые могли изменить жизнь кому-либо.
Как правило, знахарями становились одинокие холостяки – бобыли – или пожилые вдовы. Если на севере страны этим занимались в основном мужчины, то на юге и в Малороссии – преимущественно женщины. Секреты лечения передавались устно, как правило, по семейной линии. Считалось, что знахарь, раскрывший свои тайны посторонним, лишится магической силы, поэтому заговоры читались шепотом, произносящих их называли шептунами, а сами заклинания – шепотками.
В каждой славянской деревне был лекарь-самоучка, у которого всегда была святая вода и множество лечебных трав. Знахари умели использовать силу слов, читая свои заговоры на выздоровление, наговаривали на материальные вещи, которые отдавали больному. Например, чеснок или хлеб, после которого больному становилось легче. У древних славян, знахарь – незаменимый человек, который мог убрать головную, зубную боль, лихорадку у детей и прочее.
КОЖЕМЯКА
Кожемяка - так именовали мастеров, занимающихся выделкой сыромятных кож. Известно, что после выскабливания и высушивания шкура животного становится "дубовой". Чтобы размягчить ее, и требовались мастера, которые разминали кожу руками, смазывали салом, пускали в ход камни, палки. Для такой работы годились физически крепкие мужчины. Однако труд кожемяки нельзя было назвать почетным. Ведь от множества мокрых шкур исходила невыносимая вонь. Многие предпочитали обходить стороной дом кожевника, чтобы не вдыхать этот специфический запах.
Кожемяка - старинная профессия, вошедшая в историю благодаря русскому богатырю Никите Кожемяке. В нем воплощены качества, прославляемые народом больше всего: сила, мужество, смекалка и скромность.
КОНОВАЛ
Конова́л — ветеринар-ремесленник, традиционно занимавшийся обслуживанием и лечением домашней скотины в русских деревнях.
Ныне его обязанности выполняет ветеринарный врач, однако существенным отличием коновалов являлось то, что они были самоучками, то есть не получали соответствующего систематического образования. Чаще всего искусство лечения домашних животных традиционно передавалось из поколения в поколение или же согласно традициям ученичества от коновала его помощникам.
КОСЕЦ
Косец – человек, который занимается косьбой, срезает косой или косилкой траву или хлебные злаки. Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определенное положение рук, взмах косы, ее направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко.
КРУЖЕВНИЦА
Искусство кружевоплетения на Руси известно издавна. Искусство это сродни ткачеству, шитью, вышивке и прочим древним русским ремеслам и имеет свою историю. Русское слово «кружево» (в старину говорили «круживо») произошло, скорее всего, от слова «круг» – окружать. Под этим словом понимали самые разные отделки, с помощью которых «кружили», т.е. украшали край одежды или какие-либо другие вещи из ткани. Это могли быть вышивка, тесьма, низки жемчуга или самоцветов. Не определишь сейчас точную дату того времени, когда люди стали «окружать» узорочьем края одежды. Слово «кружево» впервые появляется в летописи XIII века.
Рабочий день кружевницы длился по 10–12 часов. Плетеи довольно рано теряли остроту зрения, после чего им даровали вольную. Крепостная мастерица не могла распоряжаться даже своей личной жизнью: помещицы бдительно следили за судьбой лучших кружевниц, не позволяя им выходить замуж.
КУЗНЕЦ
Кузнец – это мастер, который изготавливает изделия путем обработки металла. В список материалов, с которыми он работает, входят железо, сталь, чугун, серебро, золото и другие.
Кузнечное ремесло и профессия кузнеца всегда были в почете. Отовсюду в каждой деревне или поселении вели тропки к сельской кузнице. Возле нее всегда было шумно и весело — скучать кузнецу не приходилось. Древнерусские кузнецы производили разнообразные вещи, необходимые в быту, аксессуары, утварь и т.д. Ожерелья, перстни, подвески, пряжки, оплечья, застежки, браслеты или детали конской сбруи, дверные замки, петли на сундуки и ларцы, и оковки для них, боевые топоры, шлемы, мечи, кольчуги – все это и многое другое было результатом работы кузнецов, настоящих мастеров своего дела.
ЛЕСОРУБ
На Руси практически все постройки были возведены из древесины, заготовленной крестьянами при помощи обычных топоров и пил. С самого момента основания Древнерусского государства в 862 году древесина, так или иначе, использовалась при постройке жилищ, для укрепления землянок и для постройки изб в северных регионах. Из-за многочисленных войн и пожаров до сегодняшнего дня такие постройки практически не сохранились.
Издревле основными орудиями лесорубов были топоры. Пилы распространялись медленно, так как для работы требовалось три человека: двое пилят, а третий тростью направляет готовый упасть ствол. Пила чаще использовалась как дополняющее топор орудие. Так продолжалось вплоть до XX века – до появления первых электрических и бензомоторных цепных пил.
Профессия лесоруба была невероятно сложной и опасной. Регулировать направление падения дерева пытались: привязывали натяжные тросы или вручную наклоняли стволы в определенную сторону, подпиливали деревья с нужной стороны, но любой порыв ветра или иные случайные стечения обстоятельств могли свести на нет все усилия.
МЕЛЬНИК
Мельник – это достаточно древнее ремесло. В сельской местности жили умельцы, которые занимались производством муки и поставкой ее в более крупные поселения. Изначально мельницы были исключительно ручными, позже появились ветряные и водяные. У них была более высокая производительность, что позволяло собирать зерно с целого округа и производить большое количество муки для собственного потребления, а также для реализации.
Благодаря этому мельники чаще всего были достаточно обеспеченными людьми и имели возможность нанимать рабочих для обслуживания мельниц. Или же сами совмещали несколько специальностей. Например, деятельность плотника и торговца.
МОЛОТИЛЬЩИК
Молотильщик - тот, кто занят обмолотом, молотьбой. После того, как урожай ржи, ячменя и других зерновых культур был убран с полей, наступала пора обмолота - высвобождения зерна из колосьев. Обмолотом зерна обычно занимались мужчины, так как эта работа требовала большой физической силы. Мужчины освобождали зерно, ударяя по колосьям цепями.
ОХОТНИК
Термины «охотник» и «охота» являются ключевыми в истории русской охоты, история обретения ими современного значения ясно показывает суть отличия русской любительской охоты от любительской охоты соседей России.
Термин «охотник» появился в русской охотничьей терминологии намного раньше, чем термин «охота». Впервые в документальных источниках он отмечается в 1495 году. Первое и основное значение слова «охотник» в древнерусском языке: человек, добровольно берущийся за что-либо или занимающийся чем-либо по своему желанию, по своей воле. Часто охотниками или по-другому «охочими людьми» называли людей, добровольно вызвавшихся участвовать в каком-либо опасном предприятии
ПАСЕЧНИК
По мере освобождения площадей от леса и развития земледелия, бортевое пчеловодство постепенно вытиснилось пасечным пчеловодством. После изобретения и развития рамочных ульев, бортевое пчеловодство не в состоянии конкурировать с пасечным из-за трудоемкости изготовления бортьев и меньшей продуктивности.
Пасечники качают мед дважды в году — в мае и августе. Многие увеличивают продуктивность ульев, подкармливая пчел сахаром и патокой. К тому же сама пасека, стационарная или мобильная, гораздо удобней в обслуживании, нежели расположенные в труднодоступных местах борти.
ПАСТУХ
Дудочка на Руси всегда была непременным атрибутом пастуха, сколько бы лет тому не было – восемь, восемнадцать или сорок восемь. Впрочем, в Древней Руси пастух не мог быть молоденьким парнем или мальчиком, такому доверили бы разве что пасти семейный скот или сделали бы помощником пастуха, потому что пастух должен быть опытным.
Он должен был знать, в какой местности растет хорошая трава, а где – крайне вредный для коров клевер, от которого они могут за десять минут «полечь»; каким путем гнать скот, чтобы стадо не зашло на клеверные поля; где коровам удобнее спускаться на водопой; как отбить овцу от волков, как вытащить теленка из болота и что делать, если корова начала телиться.
ПАХАРЬ
Пахарь, которого также называют ходоком за сохой, древним тружеником полей или землепашцем — человек, занимающийся вспашкой земли для нужд земледелия. Пахарь — тот, кто ходил за плугом, плугарь, его также называли трудолюбцем или тружеником. Орудия пахаря — плуг, соха — почитались священными.
ПЕСТУНЬЯ
Пестун - устаревшее русское слово. Означает человека, который кого-то нянчит (пестует), воспитывает, заботливо выращивает (растит) кого-то. Мужчина-няня - пестун, женщина-няня - пестунья.
Также пестуном называют медвежонка одного-двух лет, который отказался от матери.
Иногда слово "пестун" употребляется в разговорной речи. Означает: любимчик, баловень судьбы. Пестунка - неженка.
На Руси глагол "пестить" означал "нежить, ласкать, холить и лелеять".
ПЕЧНИК
Общеизвестно, что печь или печка или пещь — снаряд для топки, для разведения в нём огня. Бывает русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печения хлеба и голландская, комнатная, разных видов и устройств, ради тепла и угреву. В русской печи есть опечье, подпечье, запечье и припечье.
Постройка печи, как и постройка дома, требует внимания и почтения к печникам, этапы работы которых тоже должны отмечаться обильным угощением. И, как и строитель, печник мог применить своё знатьё во вред хозяевам: печь будет дымить.
Печник и без слов мог испортить дом или печь. Достаточно было спрятать под крышей на чердаке бутылку или подвесить на нитке в печную трубу перо, неправильно положить кирпич и т.д. — и в доме даже при несильном ветре начинало гудеть и свистеть, а в печи выло и дым шёл внутрь дома. Эта, казалось бы, невинная шутка приводила хозяев в ужас прежде всего тем, что именно воем, свистом, уханьем проявляет себя нечистая сила, живущая в избе (озлобленный на хозяев домовой, кикимора, черти). Поэтому, не разбираясь в причинах шума, постороннего звука, хозяева обращались к колдуну с просьбой снять порчу, а чаще — к самим печникам с извинениями и невыставленным угощением или платой.
ПЛОТНИК
Профессия плотника — одна из строительных профессий. Человеку всегда было необходимо защищать себя и близких от холода, нападений, да и просто от посторонних взглядов.
Постепенно, с развитием цивилизаций, расширялся круг необходимых построек. Стали возводить не только дома, но и храмы, крепости, корабли и многое другое.
ольшинство городских построек были деревянными. Из дерева строили дома, городские стены и башни, мосты. Брёвнами мостили улицы и площади.
Построить город значило в древней Руси «срубить город» — настолько неразрывно было связано представление о городе и о деревянных зданиях. Из дерева делали ладьи, колы (колесные повозки), стенобитные орудия, домашнюю мебель.
ПРЯХА
Прядение - это изготовление нитей из льняного, конопляного волокна и овечьей шерсти. Этой работой девушки и женщины занимались долгими зимними вечерами при свете лучины. Пряли с помощью прялки и веретена. Свою первую прялку девочка получала из рук матери в 7 лет, и годам к шестнадцати девушка была настоящими мастерицами.
Мастерицы, умевшие выткать красивую узорную ткань, были всегда в почете и зачастую освобождались от повседневных обязанностей. На севере Руси изготовляли, в основном, льняную, конопляную и шерстяную ткани. Процесс приготовления нитей из растительного волокна был очень трудоемок. Осенью, когда приходила пора уборки, лен теребили и оставляли на пару недель в поле, чтобы волокна размягчились. Потом лен сушили и мяли в специальных деревянных мялках, последовательно продавливая пучок льна по всей длине, при этом твердая составляющая, кострика, отделялась. Затем лен трепали, держа пучок льна в одной руке и ударяя сверху вниз деревянным трепалом, отделяя от льняного волокна оставшуюся кострику. После этого лен чесали щетью.
Девушки садились за прялку в первый день Рождественского поста, начинавшегося 28 ноября, и убирали ее перед Масленицей, делая перерыв в работе на время святок.
РЫБАК
Профессия рыбака относится к самым древнейшим. Ещё со времен первобытнообщинного строя рыбаки пользовались почётом и стояли наравне с воинами и охотниками. Однако, эта профессия не являлась повсеместной, а была обусловлена наличием водоёмов в той или иной местности. Рыбаки объединялись и существовали целые поселения, состоящие исключительно из рыбаков. В самом начале рыбаки работали поодиночке, каждый сам за себя, но потом стали объединяться в группы, и складывались целые рыбацкие поселения.
Рыболовство было ближе к оседлой жизни и служило подспорьем хлебопашеству и охоте.
СВЯЩЕННИК
Священники появились на Руси еще до принятия христианства в качестве государственной религии в 988 году. Первое упоминание в исторических источниках о существовании христианской церкви Ильи-пророка в Киеве относится еще к 944 году.
И это объяснимо: первые проповедники уже в середине X века были в русских землях и распространяли христианство. Постепенно эту веру принимали отдельные представители высших слоев киевского общества: дружинники и купцы. Священники занимались ведением личного хозяйства, обработкой церковной земли и арендованных участков. Жили за счет доходов, которые им приносили вотчины, деревни и села.
Готовились кандидаты в священники в течение шести недель. Обычно это были люди грамотные, но существовали и такие, которые грамоты не ведали, а все необходимые для службы тексты учили наизусть – «по напевке». К середине XI в. на Руси значительное большинство духовенства уже имело местное происхождение.
СЕЯТЕЛЬ
Тот, кто сеет семена, засевает землю; сеяльщик. Пахота - одна из тяжелейших работ русских земледельцев. Заделка семян не всегда осуществлялась запахиванием в сочетании с забораниванием. Запахивали семена плугом или сохою, когда стремились заделать их поглубже. Глубокая заделка семян на некоторых видах почв давала хорошее укоренение, сильный стебель и колос. Но излишнее заглубление при крепкой и иловатой земле могло погубить семена. В таких условиях крестьяне лишь заборанивали семена.
Обширным набором практических знаний владели крестьяне для определения сроков сева. Они учитывали, какая степень прогрева почвы и воздуха благоприятна для каждой культуры. Определяли это, в частности, по стадиям развития других, дикорастущих и домашних растений.
СИНИЛЬЩИК
СИНИЛЬЩИК - это мастер-набойщик узоров на ткани.
Первые ткани с печатным рисунком («набойка» или «набивная ткань») появились на территории Руси в XII веке.
Мастера, которые набивали узоры назывались синильщиками из-за того, что любимой краской на Руси, которую использовали для окрашивания ткани была синяя - индиго.
Массовое производство набойки и расцвет промыслов, занимающихся изготовлением набивных тканей, пришёлся на XVIII — первую половину XIX века. В XVIII веке в русской набойке были распространены крупные сложные узоры, требовавшие известного мастерства для получения ровного рисунка. В XIX веке стали распространены более мелкие рисунки.
Небольшие набивные доски стали предметом повседневного обихода, они продавались на ярмарках повсеместно. Особую популярность набойка получила в северных регионах, где производство угасло уже в 1920—1930-х годах.
СКАЗИТЕЛЬ
В старину в деревнях было много талантливых крестьян, которые знали и умели рассказать односельчанам об историческом прошлом русского народа. Таких людей называли сказителями. В долгие зимние вечера крестьяне, собравшись в просторной избе, с удовольствием слушали былины — рассказы о могучих богатырях: Святогоре, Михаиле Потыке, Дунае, Илье Муромце, Алёше Поповиче, боровшихся с «идолищами погаными», или старины — песни о славных делах давно минувших дней: походах Ивана Грозного, Полтавской битве Петра Первого или сражении под Бородино во время Отечественной войны с Наполеоном. Былины исполняли нараспев, речитативом, под аккомпанемент гуслей — древнего струнного инструмента, а старины пели обычно без музыкального сопровождения.
СКАЗОЧНИЦА
В нашем представлении сказочница — это добрая бабушка, которая рассказывает сказки своим внукам. Однако в старину сказки с удовольствием слушали и взрослые. Вечером на сенокосе, после охоты в лесной избушке, на молодёжной вечеринке, когда все устали от плясок, приятно было отдохнуть, слушая занимательные сказки.
В каждой деревне всегда находился человек, который знал их много и с удовольствием принимался рассказывать по первой просьбе. Слушатели знали, что сказка — заведомая неправда. «Сказка вся — больше врать нельзя», — говорил сказочник. Однако и взрослые, и дети слушали их с большим удовольствием. Малыши любили сказки, героями которых были животные: робкий зайчишка, хитрая лисичка-сестричка, серый ёжик «без головы, без ножек», волчище.
СКОРНЯК
Скорняком называли мастера по выделке меха и шитья из него зимней одежды. Слово «скорняк» происходит от общеславянского слова «скорья» — кожа, мех. В русской деревне скорняк занимался выделкой овчины из шкур грубошёрстной русской и романовской пород овец. Эти овцы имели густую и длинную шерсть от серого до чёрного цвета и тонкую прочную кожу. Особенно ценилась овчина, выделанная из шкур романовских овец. Они были выведены в начале XVIII века в деревне Романово Борисоглебского уезда Ярославской губернии.
Скорняки выделывали шкуры не только овец, но и диких пушных животных. Особенно этот промысел был развит в лесных районах, где было много охотников.
СМОЛОКУР
Cмола — это густой сок хвойных деревьев, а смолокур — человек, который её добывал.
Смола нужна была для того, чтобы защитить изделия из дерева от гниения и сделать их водостойкими. Ею пропитывали деревянную обшивку речных и морских судов, лодки, сани, лыжи, бочки, покрывали канаты и верёвки, чтобы сделать их более прочными. Смолу получали путём её выгонки из сосны в специальных смолокурнях, которые мастера устраивали вдали от деревни, ближе к лесу.
Смолокурение было тяжёлой мужской работой. Много физических сил и мастерства требовалось при выкорчёвке пней и их колке. Однако особенно тяжело было несколько суток находиться около смолокурни, следя за тем, чтобы тление проходило ровно и чтобы из кучи, покрытой дёрном, не вырывались языки пламени.
СТОЛЯР
Cтоляры — это мастера, которые занимались более тонкой и тщательной обработкой дерева, чем плотники. В плотничьих артелях обязательно был мастер, который умел изготовить оконные рамы, резной узор наличников, божницы для икон. Кроме того, столяры делали для крестьян подвесные шкафчики, столы, скамейки с резными спинками и сундуки. Все эти вещи требовалось сделать красивыми, так как они кроме своего основного назначения должны были рассказывать о достатке в доме и заботливости хозяев. Столяры, хорошо зная вкусы крестьян, старались выполнить их запросы, создавая красивые и удобные в быту предметы. Особенно привлекательными старались сделать стол и сундуки.
ТАБУНЩИК
Выпасом лошадей в летнее время занимались обычно мальчики 10-13 лет. Они собирали всех деревенских лошадей в большой табун и поздно вечером, после окончания рабочего дня, прогоняли его через деревню на ночную пастьбу. Каждый подросток наблюдал за лошадьми своего хозяйства, стараясь, чтобы они не ушли далеко от табуна и не были затравлены волком или медведем. Родители безбоязненно поручали им пастьбу лошадей, потому что мальчики уже хорошо умели за ними ухаживать. Отец обучал их этой мужской работе с 7-8 лет.
Пригнав лошадей на место выпаса, мальчики по совету старших просили у леса и его хозяина, лешего, разрешения на выпас. Для этого они клали под берёзу кусок хлеба, соль, яйцо и говорили: "Честной лес, муж богатый, дарю тебе подарок". После этого мальчики ощущали себя в полной безопасности от всей невидимой нечистой силы, которая могла обитать в тёмном ночном лесу.
ТКАЧИХА
В русской деревне трудно было найти девушку, которая не умела бы ткать. Если же такая находилась, то её, смеясь, называли «неткахой», а на молодёжных вечёрках распевали «в её честь» насмешливые песенки. Родителям такой девушки трудно было найти ей хорошего жениха, так как ни одна семья никогда не взяла бы в свой дом такую «неумёху».
Ткачество — очень древнее женское ремесло, поэтому с ним связано множество разных предписаний и запретов магического характера. Первый раз в году за ткацкий стан надо было сесть ранним утром в «лёгкий день», которым был вторник, среда или четверг. Желательно, чтобы на этот день приходилось полнолуние. Накануне надо было сходить в баню и переодеться в чистую одежду. Перед началом работы следовало сказать: «Господи, помоги, в час добрый».
ТОКАРЬ
Старинные сельские и городские дома трудно было представить без различной деревянной утвари. Ложки, блюда, миски, чаши, стаканы, стопки, рюмки — все эти предметы изготавливали деревенские мастера токари. Токари делали и много других нужных в хозяйстве вещей, таких как веретёна, прялки, ткацкие станки, а также различные детали для украшения фасада строящегося дома: балконы, крыльца, наличники окон, ворот.
Токарю в его работе помогал подмастерье — мальчик 14-16 лет. Он делал для мастера баклуши — заготовки будущих изделий, — придавая топором обрубку дерева нужную форму и размер. Мастер зажимал баклушу в станке и левой рукой или ногой приводил его в движение. Заготовка начинала вращаться, и токарь, держа в правой руке резец, стачивал лишние слои дерева, превращая баклушу в красивую вещь.
Обычно каждый токарь имел свою специализацию. Среди токарей были ложкари, веретёнщики, чашники, прялочники, игрушечники. Токарные изделия были красивы уже и сами по себе, но мастера, стараясь придать им ещё более нарядный вид, покрывали их олифой — варёным льняным или конопляным маслом. Она придавала посуде золотистый цвет и хорошо выявляла структуру дерева.