Спас-экстрим. Портал детской безопасности







Уважаемые посетители! Оцените по пятибальной системе качество муниципальных услуг, оказываемых библиотеками Белебеевского района


5 - отлично
4 - хорошо
3 - неплохо
2 - плохо
1 - ужасно

Фольклорный календарь

2022 год в России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ. Мы предлагаем вам посмотреть календарь фольклорных дат и праздников:

1 января – День былинного богатыря Ильи Муромца: Главный герой былин, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина.

Один из героев русского эпоса, воплотивший в себе силу, мощь, самоотверженность и непобедимость русского народа, – великий русский богатырь Илья Муромец. Художники пишут картины в его честь, снимают мультфильмы и кино, а люди почитают его за дюжую силу и отвагу, присущую русскому воину.

Биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. В письменных источниках Илья Муромец появлялся под именами Илья Муравленин, Илья Моровлин, Моровец, Муровец, Муравленин, Моровлянин. Считается, что прототипом легендарного богатыря был преподобный Илия Печерский, живший во времена Владимира Мономаха. Именно Илия Печерский стал народным идеалом героя-воина, народного заступника.


6 января – Рождественский сочельник: День (навечерие) накануне празднования Рождества. На Руси с последним днём Рождественского поста связано много добрых традиций. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.


6 января– Коляда: Традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования — в ночь с 6 января по 7 января. Значение праздника – поворот солнца с зимы на лето.

Славянский Праздник Коляда — это праздник победы сил света над тёмными силами. С Этого момент день начинает прибывать, как говорят в народе «на воробьиный скок» или «на заячью лапку».

Его неотъемлемыми чертами являются обряды перевоплощения-ряжения в гостей из иного мира. Перевоплощаются в животных, надевая на себя их шкуры, рога, уши и хвосты. Мастерят особые личины-маски, закрывающие лицо, чтоб народ не узнавал. А ещё обряжались в людей, противоположных по возрасту и полу, надевая на себя свойственные им предметы одежды и облика. Например, малые детки рядились в старичков.

Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвящённых возрождению молодого Солнца. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются:


7 января – Рождество: Рождество в качестве праздника признано на государственном уровне, поэтому 7 января является официальным выходным днем в России. Эта дата является не только общенациональным торжеством, но и достоянием русской культуры.

На самом деле, никто точно не знает, когда именно был рожден Христос. Ученые, которые изучают Библию, высчитывали эту дату, и она была установлена такой, какая есть сейчас.

Родителей маленького Иисуса звали Марией и Иосифом. Господь возложил на них великую миссию — родить и воспитать Спасителя человечества. Перед рождением богобоязненные родители отправились в Вифлеем, потому что император дал указ о проведении переписи населения, и каждый житель должен был прибыть в родной город (отец Иосиф был из Вифлеема). Отцу и матери Иисуса пришлось ночевать в пещере, так как все гостиницы города были полностью забиты. Здесь же Мария и родила Божьего сына. Младенца положили в ясли, наполненные сеном для скота...


18 января – Святки. Крещенский сочельник: Завершает период святок. Крещенский сочельник (сочевник) – народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова «сочиво» – сваренные зерна пшеницы.

В этот день проводятся главные приготовления к Крещению. 18 января – день строгого поста. Последний день колядований, последние святочные гадания. Под Крещение собирают снег, который, как считается, обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в колодцах в течение года. Другие названия праздника: «Крещенский вечер», «Голодный вечер», «Водяная коляда», «Второй Сочельник».

Есть традиция кропить в этот день крещенской водой свое жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры.


18 января – Международный день снеговика: 18» – цифра символизирует снеговика с метлой. Легенда: если вылепить снеговика из свежевыпавшего снега и шепнуть ему на ухо желание, оно обязательно исполнится, когда растает снеговик.

Первых снеговиков изображали как свирепых огромных монстров, которые могли причинить вред человеку. Также было опасно лепить снеговика в полночь, что могло быть ознаменовано дурными снами и ночными страхами.

Лишь с 19 века снеговики стали добрее, и их стали отождествлять с Рождеством и Новым годом. В христианстве снеговик был посланником неба, ведь был сделан из снега, который как раз падает с неба. У снеговика можно было загадать желания, а когда тот таял, он якобы доставлял это желание снова наверх, в небо.

На Руси снеговиков лепили с языческих времён. Наши предки верили, что вьюгами, туманами, снегами управляют духи женского пола, поэтому лепили Снежных Баб, чтоб показать им своё почтение.

Сегодня мистическое значение снеговиков и снежных баб совершенно утрачено: они давно стали просто традиционной зимней забавой, которой с равным удовольствием предаются взрослые и дети.

О связи с прошлым напоминают лишь обязательные атрибуты снежных фигур:

Старое ведро на голове — символ достатка в доме.

Метла — чтобы «отгонять» сильные морозы и «пригонять» много снега: тогда земля будет лучше рождать.

Угольки и старый домашний хлам в качестве деталей — символ избавления от прошлого.

А нос-морковка — бессловесная просьба о хорошем урожае.


19 января – Крещение: Праздник именуют по-разному: Крещение и Богоявление, Водокрест, Водокрещи, Иорданов день и Иордань. Празднование «обросло» не только церковными обрядами, но и народными обычаями. Все они, так или иначе, связаны с освященной водой.

Согласно Библии 19 января в 30-летнем возрасте был крещен Иисус Христос.В переводе с греческого слово «крещение» означает «погружение в воду». Еще с давних времен вода считается символом очищения, поэтому используется в разных обрядах.

В этот день совершается великое освящение воды, которую люди берут в свои дома и сохраняют в течение года. Считается, что вода во всех источниках и колодцах становится освященной. Самые смелые христиане в этот день окунаются в реке, в освященной ледяной воде.

По православным традициям хранят крещенскую воду дома до следующего праздника Крещения. Эта освящённая вода имеет чудесное свойство не портиться в течение года и даже многих лет. Её нужно хранить в стеклянной посуде и пить понемножечку по утрам натощак, особенно если что-то болит. Кроме того, крещенской водой можно окропить свой дом, комнату, рабочее место. Такое окропление создает особую благодатную духовную атмосферу.


10 февраля – Кудесы. День рождения Домового: День угощения домового. Слово «кудесничать» означает «проказничать, шалить». А еще «кудесами» раньше называли бубен — один из древнейших музыкальных инструментов, который использовали для общения с духами.

Испокон веков в честь духа дома 10 февраля каждого года проводили празднования — Кудесы. В этот день народ веселился, пек пироги, собирались семьей и как могли задабривал Домового в ночь с 9 на 10 Февраля. А гуляли и веселились 10 февраля.

Чем и как угощать Домового?

Домовой любит кашу, конфетки, прянички, медок. Тарелочка молока очень ему по нраву. В деревнях это угощение ставили за печку. В современной квартире или доме стоит разместить всё это на кухне, где плита и горяченькое готовится.

Как выглядит Домовой?

Считалось, что это маленький старичок, ворчливый, но заботливый и добрый малый. Лицом похожий на хозяина дома. Он пришел из древнеславянских поверий, как один из духов из свиты Велеса. Когда тот подался в мир Нави, часть духов осталась в этом мире. Так появились Лешии, Полевые, Водяные, Овинники, Банники и т.д, и т.п. Домовой из этой свиты. Увидеть его было плохой приметой, поэтому особо никто не рвался на свидания с Домовым. И каждый придумывает свой образ Домового, внешний вид и одежда. Даже есть версии, что он оборачивается в кота или змею.


16 февраля – День валенок: В каждом доме, согласно древней русской традиции, должна быть хоть одна пара валенок, пусть даже сувенирных. Чтобы жизнь была счастливой, а дом полной чашей, в один необходимо положить монетку, а в другой конфетку.

Историки считают, что первые валенки появились в конце XVIII века в Семёновском уезде Нижегородской губернии, хотя жители города Мышкин Ярославской губернии отстаивают свой патент на их изобретение.

Во время раскопок Пазырыкского кургана на Алтае археологи обнаружили изделия из шерсти 4-го века до нашей эры. Метод обработки шерсти был хорошо известен кочевым племенам. Не исключено, что шерстобитное дело появилось в Древней Руси благодаря соседству с тюркскими народами.


16 февраля – Именины Кикиморы: Традиция – задабривать кикимору. Это злой домовой женского духа, при этом не является сестрой или женой Домового. Лучшая защита – чистота и порядок в доме.

Кикимора относится к тем духам, которые поселяются в доме, при этом она является злым духом и ее появление в доме наши предки на Руси считали плохим знаком. Увидеть Кикимору в старину считалось большим несчастьем. Кикимора обычно днем прячется за печкой и становиться невидимой, а ночью дает о себе знать, пугает домочадцев, рассыпает крупы, запутывает нитки и веревки. Является она домовым женского духа, но при этом не является женой или сестрой домового, ведь всеми знакомый домовой-добрый дух.

Конечно многие скажут, что Кикимора и другие существа выдуманы, но позвольте, ведь все эти духи и существа появились не случайно. Славянские народы очень тесно жили с природой, их религия слагалась из обоготворения сил Матери Земли и культа предков, поэтому все злые и не только Боги являли собой силы природы.


28 февраля – 6 марта Масленица: На самом деле Масленица является древним языческим праздником. Считается, что первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

Масленица– один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России. Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с зимой и встрече весны.

Масленица начинается в понедельник, который называется «встреча». В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.

Вторник — «заигрыш». Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.

Среда — «лакомка». В этот день зятья приходят на блины к тещам.

Четверг — «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.

Пятница — «тещины вечерки». Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.

Суббота — «золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Последний день Масленицы — «прощеное воскресенье», «прощеный день» или «проводы». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.


29 февраля – День рождения Кощея: воплощение древнего славянского божества Чернобога. В русских сказках – злой и коварный персонаж.

В фолклоре злой чародей и некромант, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - игла, - смерть Кощея».

Откуда пришел Кащей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. Первые считают, что владельца меча и обладателя сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Вторые говорят, что Бессмертный «списывался» с германского мифического правителя Одина. Третьи же уверены, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями.


3 марта – Овсянка: Считалось, что птичка овсянка, весело чирикая, возвещала наступление весны. Существовала традиция печь овсяное печенье — овсянники.

В этот день восхваляли древнего языческого бога Ярило. Языческий славянский бог почитался как бог солнца, весны, плодородия, буйной силы и тепла. Само название праздника «Овсянка» пошло от одноименной небольшой птички – символа начала весны.

В этот день в стародавние времена хозяева проверяли соху, борону и другой сельскохозяйственный инвентарь на готовность к началу нового сезона полевых работ. При необходимости их чинили, настраивали, заменяли детали. В этот день почитают маленькую и юркую птичку овсянку, появление которой предвещало тепло. В честь нее пекли булочки-овсянки и овсяное печенье. Кроме родных и друзей, угощениями делились и с самой птичкой. Считается, если овсянке понравится угощение, то она быстрее приведет за собой солнечное тепло, и наступит долгожданная после холодной зимы весна.


14 марта – Древнерусский Новый год: В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год.

С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами. В те времена этот праздник тоже был крупным, он знаменовал собой начало нового времени. С этого дня можно было приступать к новому циклу полевых работ. Это наиболее древнее из достоверно известных историкам празднований Нового года.


3 апреля — Водопол: (День Водяного) – пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. Другие названия праздника: Пробуждение Водяного, Угощение водяного, Водопол, Ледокол, Праздник рыболовов.

Просыпается Водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».


6 апреля – День русской народной сказки: Сказка – один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. При помощи сказок взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.


17 апреля – Вербное воскресенье: На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника — Вербное воскресенье.

Название праздника Вербное воскресенье произошло от обычая освящать в этот день в церкви ветки вербы. Они символизируют пальмовые ветви, которыми иудеи приветствовали Иисуса в Иерусалиме. В России пальмы не растут, поэтому их заменили вербовыми ветками. Верба – первое растение, которое расцветает весной. Она олицетворяет пробуждение природы после зимнего сна и возрождение новой жизни.


24 апреля – Пасха — самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Празднование Пасхи — «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца.

Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.


1 мая – Красная горка: Красная Горка, или Фомин день, являлась символом прихода весны и долгожданного тепла.

Именно в этот весенний день "открывались ворота" к нашим предкам. Поминовение (обращение к ним) всегда происходило совместно, на природе. Только так можно ощутить их присутствие среди живущих. Праздник начинался встречей рассветных лучей (отсюда и наименование "красная"), продолжаясь затем весельем, хороводами, трапезами. Это народный праздник, на который испокон веков приходилось множество свадеб, гуляний и хороводов. По поверьям, предкам было радостно видеть своих потомков счастливыми.

Церковным властям так и не удалось вытравить народную память, заменить родовое начало безликими догматами, навязанными извне силой и кровью.


3 мая – Радоница: отмечается на девятый день после Пасхи, во вторник Фоминой недели (в некоторых регионах – в понедельник). В 2022 году она приходится на 3 мая. Это народно-христианский праздник, день особого поминовения усопших. 🥺 Название праздника произошло от слова «радость». Оно содержит в себе веру и надежду на воскресение и вечную жизнь.

На Радоницу принято поминать умерших близких: молиться за их душу, рассказывать о добрых делах, которые они совершили при жизни. После службы в храмах люди посещают могилы родственников с пасхальными куличами, яйцами и другими угощениями. Они раздают их нищим, детям и просят помянуть усопших. Такой обряд называется «христосование с родными». Он символизирует веру, что и после смерти близкие люди остаются частью Христианской Церкви. У кого не получается посетить кладбище – те поминают умерших родственников дома за праздничным столом.


15 мая – Соловьиный день. Барыш-день. День Бориса и Глеба сеятелей. В народном календаре с Борисом и Глебом в первую очередь связано представление о севе и жатве. Дни памяти святых (15 мая и 6 августа) посвящены работам на хлебной ниве. Так и говорили: «Борис и Глеб сеют хлеб», «Пришел Борис – сам боронись (запрягайся в борону)», «Кто лениться с сохой, у того весь год будет плохой», «Не земля плохая, а сеятель плох».

С этого дня начинали сажать огурцы и тыквы. Чтобы они уродились большими — в грядке зарывали пестик от ступки.

День Бориса и Глеба в народе прозвали соловьиным. Веря, что с этой даты начинает петь соловей. Соловей запел – весна на убыль пошла, а лето на прибавку. Соловей поет всю ночь – будет солнечный день. Соловей запел на голые деревья – неурожай на садовину. Соловей запел – вода на убыль пошла, можно начинать посевную. Если соловья услышишь раньше кукушки – счастливо проведешь лето.

Ещё одно название этой даты «барыш-день» – день торгов и ярмарок. Торговцы 15 мая старались что-то выгодно продать, чтобы весь год быть с барышом.


19 мая – День русской печи: Это неофициальный народный праздник. Русская печка была неотъемлемой частью всей культуры народа. Она служила народным ремеслам: была и гончарным горном, в ней плавили металл для изготовления домашней утвари и женских украшений.

Ни одну крестьянскую избу невозможно представить без этого уютного домашнего очага. При словах «русская печка» становится как-то сразу тепло и уютно, вспоминаются старые сказки про Емелю, Бабу Ягу, богатыря Илью Муромца.

Печь на Руси занимала самое важное место в доме. Она и кормила, и грела, и лечила, в ней даже мылись. Важную роль печь играла в народных верованиях, представлениях о времени. Считалось, что за печкой или в подпечье живет домовой, покровитель дома.


4 июня - День синецвета и Васильковый день.

В этот день старались не заниматься никакими делами — ни в поле, ни в огороде. Говорили, что из всего посаженного в этот день уродятся лишь полынь да васильки: «Не сеяли, не пахали — страшный день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились». Поэтому день посвящали хлопотам по дому. У девушек на Василиска был свой обычай. Они плели венки из березовых веточек и бросали в реку: если венок не тонул — это предвещало счастье.

- В этот день обязательно ходили слушать пение соловья, считали, что «Хорошее утро с песен птиц начинается». После уже спешили по своим делам.


12 июня – Змеиный праздник:

Знаковое существо в народных поверьях. Великий полоз. В народе же в этот день отмечают Змеиный праздник, поскольку по народным приметам именно сегодня все гады выползают из своих жилищ, устраивают «змеиные свадьбы», всех подряд кусая. В народе бытовало поверье, что змеиный яд в этот день у гадов ползучих особенно сильный, и спасти укушенного человека не сможет ни один целитель или знахарь.

Брали перед походом в лес на Исакиев день с собой и ясеневую палку. Существовало поверье, что эта древесина заставляла змей впадать в оцепенение и не позволяла им укусить человека. Примерно также, согласно легендам, действовал на гадов и камень изумруд.

Существовало в народе и поверье, что убивать змей в этот день опасно. Люди верили, что любому человеку, кто навредит змее в этот праздник, родственники её будут всячески мстить до самой осени.


21 июня – День летнего солнцестояния:

Самый длинный день в году. До принятия григорианского календаря в тот день отмечали Купалу. День Летнего Солнцестояния – это самый длинный день в году, когда Солнце достигает максимально высокой точки на небе, заглядывая во все, даже самые труднодоступные уголки. Наши предки говорили: «В этот день солнечный свет достигает дна самых глубоких колодцев, а июньские ночи воробьиного носа короче».

Праздник Летнего Солнцестояния был наполнен множеством интересных обрядов. Ночь, предназначенную для очищения и пробуждения скрытых резервов, нельзя было тратить на сон - наши предки жгли костры и танцевали вокруг шестов. Прыжки через жаркое пламя должны были очистить тело и душу от всякой скверны. Влюбленные, взявшись за руки, прыгали через огонь трижды, чтобы их брак был счастливым, богатым и многодетным.


23 июня – День балалайки в России:

Общеизвестный народный русский инструмент.

Балалайка – сакральный атрибут русской души с 300-летней историей. Первое документальное упоминание о балалайке встречается в летописи «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», датированной 23-м июня 1688 года. В документе говорится об аресте 2-х крестьян, докучавших стрельцам бранными песнями под игру на балалайке.

Обычно в этот день профессиональные музыканты и любители участвуют в различных концертах, фестивалях и показательных выступлениях. Виртуозы дают мастер-классы. Любой желающий может попробовать поиграть на инструменте и познать первые азы под руководством наставника.


30 июня – День рождения Бабы Яги:

Несколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.

Сегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога - костяная.

Считается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других - его теткой.

Незаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов


7 июля – Иван Купала:

Посвящен он летнему солнцестоянию, расцвету природы и победе света над тьмой. В ночь на Ивана Купала проводили различные обряды, связанные с травами, водой и огнём.

Иван Купала (или Купайла) был известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса, и совершался во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. Правда назывался этот древний обрядовый праздник – Купалье (в честь божества Купало), и был приурочен к летнему солнцестоянию – периоду наивысшего расцвета животворящих сил земли, летнего плодородия. И всегда он праздновался разгульно и весело, с плясками и песнями, легендами и обрядами.


8 июля – День Петра и Февронии:

Это народно-православный праздник в честь семьи, любви и верности. День памяти святых Петра и Февронии, а также Февронии Низибийской в Русской православной церкви. Отмечается 8 июля. В народном календаре восточных славян - день первого покоса.

По легенде, князь Петр проживал в Муроме и болел проказой. Однажды ему приснился необычный сон, в котором его исцелила с помощью трав молодая крестьянка Феврония. Петр занялся поисками девушки из сновидения и смог её отыскать. Проживала она в Рязанских землях. Феврония исцелила князя, а в благодарность за это он взял её в жены. Пара прожила в любви и согласии до глубокой старости.

В качестве символа Дня семьи, любви и верности оказалась выбрана ромашка. Именно к этому цветку с особенной любовью относятся практически все бескорыстно влюбленные друг в друга люди.


15 июля – День Берегини:

Согласно славянским легендам, она породила все живое на Земле.

15 июля старинный славянский праздник Берегиня (Сырная Богородица). Это день МироТворчества, Любви и Гармонии. Этот народный праздник связан с древней традицией чествовать Берегиню, которая считалась Матерью всех духов и всего богатства земли, плодородия и влаги. Она почиталась как хранительница Рода, была символом двух начал: мужского и женского, водного и земного, человека и природы. Считалось, что Берегиня в это день обходит свои владения, помогает бедным и сама принимает облик березы, дабы побывать на земле. По древнему поверью, она всегда появляется в сопровождении светозарных всадников, которые олицетворяют Солнце.


17 июля – Единый день фольклора:

Всероссийская акция приурочена к празднованию Дня этнографа. Установлен в честь дня рождения этнографа и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая.

День фольклора (День этнографа) начал отмечаться примерно с 70-80-х годов прошлого века. Поскольку середина июля является традиционным временем для проведения этнографических и фольклорных экспедиций, праздник, приходившийся на середину экспедиции, быстро завоевал себе популярность.


2 августа – Ильин день.

Праздник посвящен пророку Илье. У славян чтили Перуна. Устраивали братчину — коллективную трапезу, крестный ход и массовые гулянья.

Традиционный народный праздник у восточных и южных славян, греков, грузин и некоторых других народов, принявших православие.

Ильин день отмечают также жители окрестностей горы Кармель — христиане, иудеи и мусульмане, которые почитают эту гору «святым местом» — на ней, согласно Священному Писанию, он скрывался, молился и победил жрецов Ваала.

В России святой Илия считается покровителем военно-воздушных сил и воздушно-десантных войск (ВДВ).


14 августа – Медовый спас.

Начало успенского поста открывает Медовый или Маковый Спас. В этот день крестьяне начинают собирать мед.

Медовый спас – первый день краткосрочного, но самого строгого Успенского поста, во время которого не разрешается употреблять даже рыбу. К этому времени поспевает мёд и мак – их и несли на освящение в Храм, а также благословляли и плоды нового урожая. Издавна пошёл и ещё один обычай – «новый» мёд урожая нынешнего года было принято пробовать лишь на Медовый Спас.


15 августа – День Хоровода Мира.

Общероссийский праздник – Создание образа единства многонационального и многокультурного народа России в хороводе, утверждение традиционных человеческих ценностей.

«Хоровод Мира» распространился в России и других странах благодаря народной инициативе обычных граждан, смыслом которого является создание образа единства многонационального и многокультурного народа России в хороводе, утверждение традиционных человеческих ценностей.


17 августа – День самовара.

Самовар – неотъемлемая часть русской жизни, один из символов страны, наряду с матрёшкой, балалайкой и медведями. Только на Руси пили чай из самовара.

Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в любом доме. Недаром говорили в народе: «Печка-матушка, да самовар-батюшка». О самоваре слагались песни, частушки, стихи. Испокон веков самовар считался в каждой русской избе обязательным атрибутом, ну а где самовар, там и чаепитие. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.

Самый первый русский самовар был сделан из меди и появился на Урале. Первая фабрика, специализирующаяся исключительно на производстве самоваров, была открыта в Туле оружейником Федором Лисицыным в 1778 году. Самый большой самовар в России был создан в 1922 году в Туле.


19 августа – Яблочный спас.

Праздник первых плодов связан с созреванием яблок.

Яблочный Спас заменил языческий праздник сбора урожая яблок. Первые празднования прошли в IV веке.

Православной Церкви Яблочный Спас приурочен к преображению Иисуса Христа перед апостолами Петром, Иоанном и Иаковом на горе Фавор. Когда Спаситель начал читать молитву, его лицо озарил свет, а одежда стала белой. Спустившись с Фавора, он велел ученикам собрать яблоки, чтобы Господь их освятил.


29 августа – Хлебный или Ореховый спас.

Последний народный праздник уходящего лета, символизирующий окончание сбора урожая.

Название «Ореховый» праздник получил за то, что в этот день начинался сбор урожая орехов. Спасом на холстах его именовали потому, что 29 августа было принято торговать холстами и полотнами. Название «Хлебный» он получил за то, что в это время заканчивалась уборка хлеба.


31 августа – Лошадиный праздник.

В этот день лошадей старались угощать лакомством и пирогами. Пекли особое печенье в виде конского копыта.

Раньше в этот день на лошадях не только не работали, но даже не седлали и не запрягали. Рано утром их купали, кормили отборным овсом, вплетали в гривы и хвосты яркие ленточки и подводили к церкви, где совершалась "конная мольба", заключавшаяся в том, что священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой. При этом каждый приводящий коня, старался, чтобы на его лошадь попала хотя бы одна капля. По народным верованиям, это должно было оберегать коней от падежа и "всякого лиха". Для лошадей выпекалось обрядовое печенье в форме конского копыта, этим печеньем закармливали лошадей и отдавали священнику.


8 сентября – День посиделок на кухне:

У многих народов кухня считается священным местом в доме, отсюда и особые традиции. Приготовление пищи, происходящее на кухне – всегда особое таинство, секреты которого подвластны только хозяйке дома. Поэтому кухня, ее состояние, комфортность и удобность приготовления и приема пищи – важный показатель уровня жизни хозяев дома.

Главная традиция праздника – сбор членов семьи или же других родственников, близких и друзей за кухонным столом и душевными разговорами. Речь не идет о пышном застолье со множеством блюд, скорее наоборот. Здесь речь идет в первую очередь не о еде, а о простом человеческом общении и взаимном интересе друг к другу. Именно этого часто так не хватает людям в современном мире.


23 сентября – День осеннего равноденствия:

День, когда ночь и день равны по длине, что символизирует баланс между светлым и темным.

Осенины, называемые также «Оспожники», — традиционный народный праздник урожая и встречи осени, который наши предки отмечали в день осеннего равноденствия. Ночь и день в это время приравнивались друг к другу, природа разворачивалась к зиме — наступало время благодарить землю и божественные силы за природные дары.


30 сентября – Вселенские бабьи именины:

День Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. У славянских народов до крещения Руси в 988 году на последний день сентября, приходились праздник, который назывался "бабьи именины". Всех женщин в этот день поздравляли с праздником. Бабьи именины праздновали обычно три дня. праздновались они особенно широко и щедро, причем специально для именинниц пекли особые крендели.

В этот день женщинам разрешалось не работать, даже по дому, они обязательно должны были поплакать о себе, о своих родных и близких, так что праздник начинался совсем не с веселья, поэтому и получил одно из своих названий - "Бабья выть". В этот день плакать полагалось всем — и тем, кому действительно было о чем печалиться, и тем, у кого жизнь сложилась благополучно.

Шли годы и постепенно древнеславянские обычаи сплелись в народном сознании с почитанием Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.


14 октября – Покров день:

Символизирует окончание сельско хозяйственных работ и начало зимы. В этот день принято кормить и лечить бродячих животных и кормить птиц хлебом.

Покров день в народном календаре восточных славян. В народной традиции этот день отмечал встречу осени с зимой, начало вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.


16 октября – Всемирный день хлеба:

Официально праздник учрежден 16 лет назад. Каравай. Хлеб у славян требовал почтительного отношения и соотносился с живым существом.




17 октября – Леший день, Ерофеев день:

По народным поверьям, Леший, Дух-хранитель леса, последний день в году ведёт своё лесное хозяйство, а затем с криком проваливается сквозь землю и только с приходом весны опять приступает к своим «профессиональным» обязанностям. На самом деле Леший впадает в спячку по-разному в зависимости от региона, и начинается она с приходом холодов, в день, когда выпадает первый снег.


23 октября – День Евлампия,

Евлампий-светильник. На Евлампия пытались предсказывать погоду. С этого дня начиналась заготовка лучин на зиму. В народе этот день получил название Евлампий Зимоуказатель, потому что благодаря его приметам люди могли определить, как скоро наступит зима. 23 октября наблюдали за разными приметами, по которым можно было судить о предстоящей погоде. Смотрели, например, на месяц: считалось, что его рога должны показывать в ту сторону, откуда вскоре подуют ветры.


24 октября – День русской матрёшки:

Традиционный российский сувенир. Символ «Матрешка» был утвержден как часть Юникода и был добавлен в Эмодзи. Матрешка — деревянная игрушка в виде расписной куклы. Название ей было дано в честь распространенного когда-то женского имени Матрена.

1900 году появилась первая русская матрёшка, которую выточил токарь Василий Звездочкин, а расписал художник Сергей Малютин.

Потомственный мастер-игрушечник придумал форму и выточил деревянные заготовки для первой русской матрешки. Игрушка состояла из восьми фигур: девочки чередовалось с мальчиками, а последняя - изображала спеленатого младенца.


14 ноября – День кузнеца:

В старину в этот день праздновали День Кузьмы – покровителя деревенских кузнецов. Кузнец – одна из древнейших профессий.

В глубокой древности представители этого ремесла пользовались исключительным почтением, а народная молва наделяла кузнецов сверхъестественными способностями. Среди верховных богов важное место у многих народов занимал кузнечный бог – таковы славянский Сварог или греческий Гефест. Кузнецы, по сути, создали всю человеческую цивилизацию. Они дали людям хорошие инструменты для земледелия, а также качественное оружие и доспехи. Они же подарили человечеству металлические монеты, украшения и многие другие изделия. Без кузнецов, по сути, не появились бы верховая езда и гужевой транспорт, потому что подковы – тоже дело рук кузнецов.


18 ноября – День рождения Деда Мороза:

Прообраз Деда Мороза возник в славянской мифологии. Разворачиваются праздничные гуляния, завершающиеся зажжением огней на новогодней ёлке.

У древних славян «дедов морозов» было аж трое. Это Позвизд (Посвист, Вихорь) — бог бурь, градов и снегопадов, свирепый обитатель далёких гор; Зимник — одетый в длинную шубу старик с железным посохом в руке. Там, где он ступал, начинался страшный мороз. И Карачун — божество, способное походя отнять жизнь у смертного, хозяин подземного царства мёртвых и, так же как и Зимник, ответственный за свирепую стужу. Все они требовали жертв и все были ненасытны, свидетельство чему — множество замерзавших каждую зиму людей.

Теперь эти кошмары остались в далёком прошлом, и мы радостно приветствуем Дедушку Мороза с огромным (по-прежнему — красным) мешком за плечами. В мешке конфеты, игрушки и много других подарков. Но не следует забывать, что дедушка этот добрый, только когда он у нас в гостях. Стоит же нам попасть в гости к нему — без соответствующего снаряжения, — и Старец Севера быстро заставит нас вспомнить то время, когда люди шли к «деду морозу» на поклон, несли с собой жуткие подарки, но при этом далеко не всегда возвращались домой живыми и здоровыми…


21 ноября – День Мары или День Морены.

Это языческое божество символизировало смерть и холод.

В эти дни люди обращались к богине с многочисленными требами и проводили обряды в её честь. Просили тёплой зимы, защиты для скота и съестных припасов, просто жизни.

Но основной смысл праздника был не только в приходе Морены-зимы, но и в начале общения с Навьим миром. Как известно, Мара является проводницей в мир Нави, и в её время граница наших миров становится наиболее тонкой. Другой известный факт состоит в том, что большинство Навьих существ нейтрально или даже доброжелательно настроено к людям, особенно если их задабривать. Поэтому в дни Мары изготавливали или приобретали различные обереги от «злой» нечисти и атрибуты для общения с «доброй». Также обращались к светлым богам за помощью, устанавливая в домах кумиры. Ну и, наконец, это был последний день заготовок вообще для любых вещей — люди успевали находить всё, что могло пригодиться долгой зимой.