Спас-экстрим. Портал детской безопасности







Уважаемые посетители! Оцените по пятибальной системе качество муниципальных услуг, оказываемых библиотеками Белебеевского района


5 - отлично
4 - хорошо
3 - неплохо
2 - плохо
1 - ужасно

Азбука народных промыслов

2022 год в России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ.

С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства.

Каждый народные промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций. При этом через все народные промыслы проходит единая нить, связывающая все народы нашей страны на протяжении многих поколений.

Мы предлагаем вам познакомиться с народными промыслами и ремеслами России, мастерством народных умельцев.


А
Абашевская игрушка

В России известно около 14-ти основных знаменитых художественных промыслов. У всех на слуху дымковская, филимоновская, городецкая игрушка…

Разрешите вам представить – игрушка АБАШЕВСКАЯ.

Абашевская игрушка родом из села Абашево Спасского района Пензенской области. Уже в 19 веке Абашево было ведущим гончарным центром России. Мастера делились на две династии: горшечники, лепившие керамическую посуду, и дудочники со своими игрушками – «дудками». В самом городке Спасске есть музей, в котором представлена данная игрушка.

Абашевская игрушка – это свистулька в виде животных, птиц и людей. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами (лапами или копытами, что дает ощущение устойчивости, монументальности.

Абашевские свистульки чаще всего изображают животных – козлов, оленей, коров, собак, баранов, принимающих нереальный, сверхъестественный, сказочный облик. На длинной шее – тщательно вылепленная головка, на которой выделяются глубоко процарапанные глаза.

Традиционный размер абашевской игрушки – в ладонь.


Абрамцево-кудринская резьба

Абрамцево-кудринская резьба — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

Возникновение промысла связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырка, Кудрино, Мутовки. Профессиональные художники, члены Абрамцевского кружка, открывали детям мир удивительной гармонии.

В мастерской делались небольшие столярные изделия – шкафчики, шкатулки, коробочки, ларцы, долбленые ковши различных форм.

Год от года росла популярность мастерской, появлялись в ней новые работники, расширялся ассортимент изделий, выходивших уже и на мировой рынок.

В 1890 году Ворносков В.П. стал работать на дому в деревне Кудрино, создав свой, кудринский стиль резьбы, получившей название «плоскорельефной заоваленной резьбы», в просторечии – «кудринки».

Среди первых произведений можно выделить группу вещей, украшенных растительным орнаментом, с одной стороны, родственных произведениям художников и мастеров Троице-Сергиевской мастерской, и, с другой, выявляющих уже новые черты, характерные для творческих поисков В. П. Ворноскова..

Изделия Ворноскова и его последователей — ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчёркивающей природную красоту дерева.

В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг.

Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов — веточек, завитков, розеток — к цельным орнаментальным композициям, покрывающим всё изделие.

В настоящее время центр промысла находится в городе Хотьково Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий. Мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.


Архангельская вышивка

Вышивка — один из самых распространённых видов народного творчества. Искусство «наводить узор на ткань» с помощью нитки и иголки известно с давних времён.

Вышивка - один из древнейших промыслов Архангельского края.

Архангельские мастерицы используют швы, выполняющиеся по счету нитей ткани. Чаще всего применяется старинный шов роспись, состоящий из мелких красных стежков. Они создают на белом холсте тонкий графический узор-контур, который потом заполняется прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами синего, зеленого или желтого цвета. Вышивальщицы используют также счётную гладь, косую стёжку, набор. Особая роль в работах архангельских мастериц отводится тамбурному шву. Тонкая линия тамбура обегает контур каждого мотива, создавая прозрачный кружевной узор.

Из-за использования счётных швов архангельской вышивке свойственны:

• строгая симметрия мотивов в узоре;

• вертикальное, горизонтальное и диагональное расположение узора.

Архангельские мастерицы вышивают на льняном полотне белого или сурового цвета. Типичные сюжеты: геометрические, растительные мотивы, птицы, звери, всадники.


Архангельский пряник

Архангельский резной пряник называют козулей. Точно неизвестно: название «козули» происходит от слова «коза» или от «косули», то есть оленя, самого важного в старину зверя на Севере.

Первое упоминание о прянике относится к 1853 году, оно связано с показом архангельских козуль на Второй кустарной выставке сельских произведений в Вологде. В 1913 году архангельский пряник, как вид народного творчества, был представлен на Второй кустарной выставке в Москве.

Родиной архангельского пряника является Соломбал - район мастеровых. Раньше козули пекли лишь на крупные праздники - Рождество и Новый Год. Считалось, что пряник козуля приносит удачу. Народ верил, что если девушка сама испечёт козулю, а потом подарит ее юноше, то в следующем году она обязательно выйдет замуж. Большую козулю дарили сразу для всей семьи. Считалось, что она принесет в дом удачу, станет его оберегом.

Выпекание козуль было семейным занятием. Мужчины делали из кровельного железа специальные формы-резцы — контурные изображения тех или иных животных, птиц. Женщины готовили замешенное на патоке тесто. Украшали пряники всей семьей — взрослые и дети.

В старину козули пекли из ржаной муки, чтобы получить характерный темный цвет, на котором рисунок из глазури смотрится наиболее выигрышно. Секреты приготовления теста, сахарной глазури хранили строго и передавали только родне.

В Архангельске, в музее художника-сказочника Степана Писахова, ежегодно проходит выставка "Архангельские козули". Каждый посетитель выставки может не только попробовать пряники, но и принять участие в мастер-классе по расписыванию козуль. Технология у всех мастеров примерно одинаковая, а вот козули получаются разные.


Б
Бабенская игрушка

Свое имя промысел получил по названию деревни Бабенки, что в тридцати километрах от московской кольцевой автомобильной дороги и в нескольких километрах от Шишкина Леса. С конца XIX века в этих местах на юго-западе Подмосковья стали изготовлять деревянную токарно-полированную игрушку. Промыслом в разные годы было охвачено более сорока деревень трех волостей. Из Подольской губернии родом и мастер Василий Петрович Звездочкин, который, переехав в Москву, стал одним из авторов известной на весь мир русской матрешки.

Для изготовления игрушек токарю требуется древесина разных пород. Из липы делаются разъемные погремушки и грибы, вкладные шары, яйца и матрешки. Осина, ольха, клен, яблоня, груша, шли на пирамиды, кегли, крокеты. Из можжевельника вытачиваются бусы, детскую утварь.

Ассортимент со временем расширялся. Появлялись новые образцы: клоун, волчок, решето с грибами, чашка с совами, цыплята, богатыри, овощи, мельницы.

Деревянная крашеная токарная игрушки из деревни Бабенки, несмотря на трудные экономические времена и смену духовных ориентиров, оказалась наиболее жизнестойкой. По инициативе художника Сергея Валентиновича Виданова, много лет работающего в этом промысле и воспитывающего детей сейчас, создан Центр живой русской традиции – уникальный культурно-учебный комплекс, который ориентирован на сохранение родных традиций. Восстановлен утраченный бабенский ассортимент: кегли, кольцебросы, бильбоке, диаболо, разных форм кубари и волчки. Сохраняется еще один из некогда знаменитых видов русского художественного творчества – токарное искусство.


Балагуровсие замки

В зале «Макарьевская ярмарка» Лысковского государственного краеведческого музея центральное место в экспозиции занимают изделия лысковских ремесленников.

На Макарьевской ярмарке работали тысячи ремесленников разных специальностей. Лысковские мастера избрали обработку металла, снабжая купечество прочными замками с секретом.

Первые такие замки в Лыскове начал делать мастер Балагуров. От его фамилии и стали впоследствии называться замки балагуровскими.

О надежности этих замков слагали легенды — факт, взломать их практически невозможно. Форм и размеров они были разных: от маленьких для шкатулок до огромных, амбарных. Внутри — секрет, особое устройство, благодаря которому взломать такой замок почти невозможно. Ключи под стать: двух одинаковых среди них не найдешь.

Балагуровские изделия соотносят с так называемыми шведскими замками, которые пользовались популярностью в позапрошлом столетии. Но по устройству они отличались. Например, дужка у балагуровских замков не откидывается, как на современных, а полностью снимается с корпуса замка. Чтобы открыть его, надо сделать ключом не пол-оборота, а два и более. В большом торгово-промышленном селе, каким являлось Лысково в прошлом, кустарей, которые делали замки, было немало. Секреты производства хитрых приспособлений могли передаваться в семье от отца к сыну.

По словам директора музея, в домах некоторых жителей Лыскова до сих пор сохранились балагуровские замки, сейчас чаще всего ими закрывают гаражи. Люди знают, что хранить ключ от него нужно с особой внимательностью — если потеряешь, придется поломать голову, как потом открыть дверь: даже болгаркой спились такой замок практически невозможно, а уж подобрать ключ — тем более.

— В Лысково с экскурсией приезжали немцы, зашли и к нам в музей. Когда они увидели замки, сказали, что с удовольствием купили бы такие и сейчас. Пришлось ответить, что если бы их делали, то, наверное, все их брали. Но промысел, к сожалению, утрачен.


Балахнинские изразцы

Искусство изготовления изразцов - глиняных обожженных плиток с выступом (румпой) возникло на Нижегородской земле в 16 веке. Центром промысла был город Балахна. Изразцы изготавливались двух видов: архитектурные и печные.

Архитектурные изразцы имели рельефные узоры, которые отпечатывались на глине специальными деревянными формами. Обычно изображались фантастические птицы, плоды, вазы с цветами. Плитки покрывались стекловидной массой (поливой), которая придавала им блеск и яркость. Красочная гамма изразцов включала зеленые, золотистые, белые, синие, голубые и красно-коричневые тона. Архитектурные изразцы использовались для покрытия куполов церквей, кровель, застилки полов, украшения наличников и стен каменных зданий. Архитектурные изразцы перестали изготовлять в 18 веке.

Печные изразцы отличались от архитектурных отсутствием рельефов. Кроме того, они были меньше размером и расписывались синими, зелеными и коричневыми красками. Типичный узор - рамка с сетками, букетами и цветами в вазах. Использовались и сюжеты, заимствованные из лубочных картинок. Рисунки сопровождались надписями. Покрытая изразцами печь вносила уют и своеобразную красоту в интерьер русского дома.

Увидеть балахнинские изразцы 17-18 вв. и познакомиться с историей этого уникального промысла можно в музее истории художественных промыслов Нижегородской области.


Батик

Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Термин происходит из яванского языка и впервые упоминается в документах XVII века. Среди них были и ткани, украшенные росписью в технике батик, — их закупали в Индонезии, преимущественно на острове Ява. Его коренное население — яванцы — занималось росписью тканей с древности.

Когда точно возник батик, установить также невозможно. Известно, что ткани с такими рисунками в Индонезии изготавливали уже в XIII веке. Однако похожие узоры можно найти на скульптурных портретах конца I века нашей эры. В то же время подобной техникой, вероятно, владели и египтяне.

Чаще всего батик изготавливают с помощью воска. Его наносят на ткань и закрепляют специальным химическим раствором. Затем изделие опускают в краску. Части, которые не были покрыты воском, окрашиваются. Иногда процедуру повторяют несколько раз — для каждого цвета отдельно.

В 2009 году ЮНЕСКО внесла эту технику в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества.


Береста

Появление берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Исторические и археологические сведения подтверждают, что с давних пор береста использовалась в качестве писчего материала.

Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Испокон веков использовали бересту для изготовления предметов домашнего быта.

На Руси из нее плели лапти, гнали деготь, который использовался и для смазки тележных осей и кожаной обуви, и в качестве лекарственной мази. Делали посуду, шкатулки, люльки для новорожденных, игрушки, туеса (короба) для сбора ягоды и грибов, солили в берестяной посуде рыбу и многое другое. Из берёсты делали чехлы для луков и колчаны (тулы) для стрел. Охотники Сибири делали ручки для ножей (нож с такой ручкой не тонул в воде, не скользил в руках, не холодил руку зимой). Рыбаки делали поплавки для сетей, при строительстве избы береста подкладывалась под первый венец дома, чтобы защитить строение от сырости (до сих пор используется сибирскими староверами).

Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Республиках Башкортостане, Коми и Якутии.